Похоже, наследие “Голден Телекома”, созданное для роста капитализации компании в преддверии ее поглощения со стороны “ВымпелКома”, ждет тотальная перестройка. То, что надо было сделать давно, было реализовано только под давлением новых реалий рынка – за радиочастоты коммерческим компаниям придется платить куда как больше, чем раньше. Следовательно – если продать услугу в сети Beeline Wi-Fi невозможно, ее покрытие будут снижать. Столичная компания “Дайком” – один из миниатюрных по выручке активов “ВымпелКом”, который владеет этим оператором связи. Дело в том, что организатору и владельцу глобальной Wi-Fi сети в столице придется заплатить за частоты порядка 500 млн. руб., что в 10 раз превышает аналогичные платежи недавнего «билайновского приобретения» – Новой телефонной компании в Приморье. Правда, обновленному руководству «ВымпелКом» все-таки пришло в голову, что “размазывать” стоимость содержания бесполезного проекта на всех абонентов не имеет смысла, поэтому “Дайком” попросила Роскомнадзор аннулировать больше половины своих частотных заявок на территории страны.
Для любого “боевого” проекта такой запрос был бы глупым и полноценно убыточным – уменьшение ресурса сразу скажется на эффективности сервиса. Но для “ВымпелКом” это реальный выход в экономию порядка 10 млн. долл. “на ровном месте”: проект с глобальной сетью Wi-Fi денег оператору и так не приносит. Уже года три по рынку гуляет шутка, что этот проект – это большая «сетка» для сотрудников «ВымпелКом» – и это соответствует реальности. Дело в том, что даже хорошая идея по инсталляции в столице глобальной Wi-Fi сети не может искупить явных просчетов столичного и российского руководства по управлению этим сервисом.
Уже несколько лет больше десяти тысяч хотспотов, большая часть из которых работает в закрытом платном режиме буквально “коптят небо”. По моим данным до трети подобных устройств не видят днями напролет больше десятка-другого регистраций от пользователей из близлежащих зданий, а вся сеть имеет не больше 10-20 тыс. постоянных пользователей в месяц (еще несколько лет назад был «пик» в 90 тыс. клиентов). Это – в платном режиме. Те точки, которые установлены в общественных местах и имеют статус free используются на порядок активнее – могу сказать, что и мне часто удается выходить в Сеть через хотспоты “черно-желтых”. Кстати, рекламная модель проекту тоже не помогла – одно время чтобы поработать 15 минут надо было смотреть тупо-бессмысленные рекламные ролики: долго это не продержалось в компании. Устали и рекламодатели и менеджеры проекта – толку никакого и денег от этого не обнаружилось.
Однако, рентабельность проекта отрицательная – для нормального функционирования ему необходимо как минимум 100 тыс. пользователей и внятную бизнес-модель использования. Не смотря на всепогодное исполнение точек доступа и вроде бы высокую мощность, в условиях городской застройки на подвесе в 30-40 метров (высота 7-8 этажей жилых зданий) эти хотспоты могут работать не дальше ста метров. И теоретически смогут обслужить только десяток пользователей, которые захотят подключиться к ним на адекватной скорости. Многие мои коллеги, даже связанные с отраслью связи, просто не могут использовать Wi-Fi от этой сети из-за нестабильности соединения: слишком много преград для нормального распространения радиоволн в городе из железобетонных зданий.
Кроме того, совершенно непонятно для кого этот проект создан. Ну хорошо, в режиме free точка доступа вполне может быть быстрым каналом для ситуативной проверки почты, небольшого звонка по VoIP или веб-серфинга в ожидании, к примеру, киносеанса или приема у врача. Это я к тому, что никаких особенных затрат для оператора связи такие точки доступа не создают, а заведение, где этот хотспот установлен редко платит за его обслуживание (включая аренду канала) больше 5 тыс. руб. в месяц. Причем, все чаще хотспоты ставят “в нагрузку” к обычной ИТ-инфраструктуре компании, монтируя и обслуживая оборудование своими силами – именно по этому, к примеру, почил в бозе проект Yandex Wi-Fi.
Кроме того, значительное число смартфонов и мобильных модемов практически полностью “убило” Wi-Fi в виде сколь-нибудь значимой технологии для доступа в Сеть даже в городских условиях. Да, в отелях и деловых центрах это, по-прежнему, удобный канал для доступа в Интернет, но не более того. Куда как больший финансовых и PR-эффект любой оператор связи может получить от установки Wi-Fi в общественном транспорте, включая метро. А эра строительства глобальных Wi- Fi сетей, к сожалению, ушла в прошлое – и “ВымпелКом” это понимает, но никак не может смириться с тем, что это ИТ-решение надо перестраивать наиболее адекватным образом. К примеру, ориентировать хотспоты на обслуживание платежных терминалов или предлагать их ресурс для целевого подключения мобильных POS-терминалов для приема банковских карточек и т.д. Такого значительного числа хотспотов, конечно, в Москве уже не надо: так что “крупнейший европейский проект по инсталляции Wi-Fi в масштабах города” оказался громким пуком. К моему большому сожалению. Помимо стройки надо еще уметь считать – а с этим у “ВымпелКома” пока есть реальные проблемы: финансовые итоги 2011 года об этом говорят весьма красноречиво.
З.Ы. Если уж «ВымпелКом» будет снимать Wi-Fi хотспоты с улиц города, это оборудование вполне может пригодится в метро для организации «мобильной беспроводки» именно там. Даже половины из десятка тысяч хотспотов хватит для тотального покрытия столичной подземки. Дарю идею.